Личная страница педагога-психолога Бодровой Ольги Анатольевны

 

 

МБОУ Кутузовская СОШ

 

Личная страница педагога-психолога

Бодровой Ольги Анатольевны

 

  Профилактика Суицида

Рекомендации родителям

 Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

Родителям можно рекомендовать:

·         ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

·         анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

·         учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

·         воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

·         не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

·         не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

·         обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

·         записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Целью профилактики суицидального поведения в учреждении образования является оптимизация психологического климата, повышение компетентности участников образовательного процесса в области общей профилактики и предупреждение потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.

Учитывая вышесказанное, мы можем определить следующую группу риска:

      Подростки, имеющие предыдущую (незаконченную) попытку суицида (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30%.

      Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.

      Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию).

      Подростки, у которых в роду было суицидальное поведение и суициды.

      Алкоголизированные подростки. Риск суицидов очень высок. Среди молодых людей его вклад может быть до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем, алкоголизм в нескольких поколениях, способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.

      Подростки с хроническим употреблением наркотиков и токсических препаратов. ПАВ (психо-активные вещества) ослабляют мотивационный контроль над поведением подростка, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.

      Подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы).

      Подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые).

      Подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери.

      Подростки, у которых выраженные семейные проблемы: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и т.п..

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

·         -    Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

·         -    Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

·         -    Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

·         -    Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

·         -    Боязнь позора, насмешек или обвинения.

·         -   Страх наказания, нежелание извиняться.

·         -   Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

·         -   Чувство мести, злобы, протеста; угрозы или вымогательство.

·         -   Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

·         -  Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Доброе участие, своевременная психологическая поддержка, оказанная подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Воспринимаемое отсутствие поддержки со стороны родителей также является значимым предиктором подростковых суицидальных мыслей.

Признаки суицидальной активности

Большинство потенциальных самоубийц проявляют характерные признаки, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

·         – «Я решил покончить с собой».

·         – «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!»

·         – «Лучше умереть!»

·         – «Пожил - и хватит!»

·         – «Ненавижу свою жизнь».

·         – «Ненавижу всех и все!»

·         – «Единственный выход - умереть!»

·         – «Больше не могу!»

·         – «Больше ты меня не увидишь!»

·         – «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, я и вернусь в этот мир!»

·         – «Если мы больше не увидимся, спасибо за все».

·         – «Выхожу из игры. Надоело!»

 Поведенческие признаки

Когда люди вдруг начинают вести себя непривычно, это верный знак того, что с ними что-то неладно. Потенциальные суициденты обычно грустны, задумчивы или же взвинчены, озлоблены, часто ненавидят сами себя. В поведении и внешнем виде тех, кто вынашивает планы самоубийства, проявляются их отрицательные эмоции. Проследить изменение в поведении подростков можно по следующим параметрам:

Питание. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят «в три горла». Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.

Сон. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в «сов»: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

Школа. Многие учащиеся, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше был отстающим, теперь нередко исключают из школы.

Внешний вид. Известны случаи, когда подростки, склонные к суициду, перестают следить за своим внешним видом. Они не причесываются, неряшливо одеваются. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, ходят в мятой и грязной одежде, и, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.

Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают команды, музыканты перестают играть на музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.

Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни. Иногда они стараются уйти незаметно, чтобы никто из присутствующих не обратил внимания на их отсутствие. Иногда они ведут себя так, словно жизнь им опостылела, и всем своим видом дают понять, что все и все им надоело.

Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью «привести свои дела в порядок». Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать бюро или письменный стол. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен.

Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Бывает, они злятся на самих себя, и их гнев проявляется в агрессии, бунте и неповиновении. Как и всякая перемена в настроении, подобные «взрывы» должны настораживать.

Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя «на грани риска». Они сломя голову носятся на машинах, велосипедах и мотоциклах. Где бы ни находились - на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях - они везде едут на пределе скорости и риска. Некоторые даже имеют при себе огнестрельное оружие и, строя из себя лихих гангстеров, беззаботно размахивают пистолетом, направляют дуло себе в лоб, заявляют, что «шутят», - и демонстрируют наигранное хладнокровие.

Некоторые молодые люди, находящиеся в группе суицидального риска, перестают заботиться о своем здоровье. Они могут начать много курить, пить или употреблять наркотики, либо совмещать наркотики с алкоголем.

Бывает, что суицидальные подростки, в особенности девушки, начинают голодать. Те, кто страдает анорексией, перестают есть совсем или же едят очень мало, на пределе возможного. Тех, у кого булимия, рвет после каждого приема пищи. Бытует мнение, что эти девушки голодают и доводят себя до изнеможения, поскольку стремятся любой ценой «сохранить фигуру», однако многие психологи и психотерапевты видят в этих нарушениях приема пищи не столько желание похудеть, сколько крик о помощи.

Потеря самоуважения. Бывают дни, когда любой подросток ощущает себя самым уродливым, самым неуклюжим и самым глупым существом на свете. Однако такое «самобичевание» длится обычно не долго. Происходит какая-то приятная неожиданность, и самобичевание сменяется самовосхвалением, все встает на свои места. Как правило, у молодых людей хватает самоуважения и самоуверенности, что позволяет им пережить тяжелые времена и перемены настроения, которым они так подвержены.

Совсем другое дело - подростки, которые самоуважение утратили. Вид у них такой, будто они что-то потеряли. При разговоре в глаза собеседнику не смотрят. Говорят фразы типа «Ничего у меня не получается», или «Какой я дурак!», или «Никому я не нужен». Самое ужасное, что они сами верят в то, что говорят. Впечатление такое, будто они совершенно не верят, что кто-то относится к ним иначе.

Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.

Ситуационные признаки:

·         - ребенок может решиться на самоубийство, если социально изолирован, чувствует себя отверженным;

·         - живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье; алкоголизм, личная или семейная проблема);

·         - ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

·         - предпринимал раньше попытки самоубийства;

·         - имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

·         - перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

·         - критически относится к себе.

Для подростков, склонных к самоубийству, характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Поэтому когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других, предрасположенных к этому подростков. Иногда небольшие группы ребят даже объединяются с целью создания некой субкультуры самоубийств (эпидемии самоубийств среди подростков).

Стадии суицидальной активности

Специалисты расценивают суицидальную активность как определенный процесс, состоящий из нескольких стадий, прохождение которых подчинено внутренней логике развития состояния. Информация об основных этапах предсуицидального периода может служить в качестве диагностического материла.

Первая стадия. Стадия общих недифференцированных антивитальных переживаний. В основе этих переживаний - снижение субъективной ценности жизни как таковой. Это фиксируется в таких, например, высказываниях абонентов: «Не живешь, а существуешь», «Жизнь бессмысленна...» и т.д.

Вторая стадия. Стадия пассивных суицидальных мыслей характеризуется наличием рассуждений, представлений и фантазий на тему уже собственной смерти. Показательно, что в процессе вербализации данных представлений отсутствует ориентация на конкретные содержательные аспекты их реализации. Эти представления отличаются абстрактной и обобщенной стилистикой изложения: «Вот если бы я умер, то тогда...», «Хорошо бы заснуть и не проснуться».

Третья стадия. Стадия суицидального замысла характеризуется увеличением суицидальной активности: ранее достаточно обобщенные и расплывчатые мысли обретают конкретное содержание. В этом случае абонент может обсуждать различные формы самоубийств, «примеривая» их на себя. Замысел уже существует в сознании, но в реальной жизни абонент еще не предпринимает каких-либо подготовительных действий для его осуществления.

Четвертая стадия. Стадия суицидального намерения характеризуется созданием конкретного детализированного плана совершения самоубийства. В данном случае человек уже старается разработать для себя четкое представление о том, как, где и в какое время произойдет суицидальный акт.

Кроме косвенных наблюдаемых словесных поведенческих и ситуационных признаков существуют психодиагностические методики определения суицидального риска.

Психологическая помощь в случаях суицидально – ориентированного поведения

Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц. Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:

1.    Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.

2.    Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.

3.    Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.

4.    Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Стремясь оказать человеку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:

      будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

      набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;

      будьте терпеливы;

      не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря: «Пойди и сделай это»;

      не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому что...»;

      не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: «Вы не можете убить себя, потому что...»;

      делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание то, что в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию. Активный слушатель — это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным. Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя, он должен способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и поняты.

Рекомендации по проведению беседы:

      разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;

      уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;

      пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;

      дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;

      говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы.

Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

1.    При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).

2.    Желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом.

3.    В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы:

Начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т. е. нужно дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

Второй этап—установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы:

      «преодоление исключительности ситуации»;

      «поддержка успехами» и др.

Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются:

      «планирование», т. е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков;

      «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

Завершающий этап — окончательное формулирование плана  деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы:

      «логическая аргументация»;

      «рациональное внушение уверенности».

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»